Аналитика всех этапов закупочного
процесса по 44-ФЗ и 223-ФЗ
30/11/2018

10 способов проверить контрагента

Зачем проверять контрагента?

Обязательства компании по проверке контрагента как проявление должной осмотрительности упоминаются на законодательном уровне (п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"). Если организация сотрудничала с компаниями-однодневками, фирмами-«призраками», с организациями с сомнительной деятельностью или имеющие незакрытые судебные дела, то в получении налоговой выгоды может быть отказано, более того, могут наложить довольно большой штраф. 

При участии в тендерах особое внимание уделяется проверке контрагента как со стороны Поставщика (проверяем Заказчика), так со стороны организатора торгов (проверяем Поставщика). Когда на кону многомиллионные госконтракты, рисковать никто не хочет.

Рассмотрим 10 способов проверки контрагента, его добросовестности и платежеспособности.

  1. Запрос копий документов. Можно получить необходимые документы (точнее, их копии) от самого контрагента: свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет, выписку из ЕГРЮЛ, документ, подтверждающий отсутствие задолженностей по налогам, ареста счета, сведения о численности штата и т.д. Используйте критерии оценки налогоплательщика налоговыми инспекциями (Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок") для определения алгоритма действий.
  2. Самостоятельный способ с помощью интернет-ресурсов. Этот способ проверки контрагента предполагает, что вы или ваши сотрудники самостоятельно, с помощью специальных сервисов ФНС, могут получить выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в режиме онлайн, проверить, не была ли компания ликвидирована, реорганизована, другие изменения, например, по размеру уставного капитала. Все эти и другие сведения можно получить из «Вестника государственной регистрации», в котором публикуются изменения об юридических лицах, которые они обязаны сообщать по закону. Вы можете проверить контрагента на сайте ФНС через реестры лицензий, реестры дисквалифицированных лиц, адреса массовой регистрации и т.д.
  3. Проверка по судебным делам. Вы можете через картотеку арбитражных дел на главном сайте Верховного Арбитражного Суда РФ выяснить, принимал или принимает ли участие ваш контрагент в судебных разбирательствах. Это можно сделать через ИНН или ОГРН компании, ее юридического названия. А на сайте ФСПП России можно узнать, ведется ли в отношении компании исполнительное производство, т.е. процесса, который наступает, если компания не исполняет должным образом решение суда, вступившее в законную силу. Исполнительным производством занимается Служба судебных приставов.
  4. Проверка лицензии. В случае деятельности контрагента, которая подразумевает обязательную лицензию, разумно проверить наличие этой лицензии у компании. Более того, такая проверка всегда проводится при разрешении споров о добросовестности налогоплательщика. Получить сведения о лицензии можно на соответствующих сайтах для каждого вида деятельности. 
  5. Проверка финансовой состоятельности вашего контрагента. Внешне организация может выглядеть вполне успешной, а в реальности быть на грани банкротства, и тогда финансовые трудности вашего поставщика могут стать вашими проблемами. Чтобы этого не произошло, можно проверить компанию на предмет банкротства и реальной стоимости активов через Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц. 
  6. Проверка бухгалтерской отчетности. Этот шаг поможет определить, является ли бизнес вашего потенциального поставщика или подрядчика прибыльным, не заключает ли он с вами сделку, чтобы поправить свои дела. Согласно Положению о ведении бухгалтерской отчетности в РФ (п.89) бухгалтерская отчетность компании за год является доступной для заинтересованных сторон (инвесторов, потенциальных покупателей, кредиторов, поставщиков, участников тендеров). Эти данные можно найти на сайте Федеральной службы государственной статистики или на сайте Центра раскрытия корпоративной информации
  7. Определение, к какому сегменту бизнеса относится контрагент: малому или среднему, или вовсе относится к категории микропредприятий? Это даст представление, во-первых, об уровне оборотов компании, во-вторых, о количестве работников. Например, субъекты среднего бизнеса имеют в штате от 101 до 250 человек, если компания заявляет о среднем бизнесе, имея в штате трех секретарей, то это фирма – мошенническая, однодневка, и не нужно заключать с ней никаких сделок.
  8. При участии в тендерах сведения о недобросовестных поставщиках попадают в реестр ФАС, который регулярно обновляется. Поэтому в торгово-закупочной деятельности обратиться к данным этого реестра – обязательный шаг при проверке контрагента. Даже если компания ранее не принимала участия в тендерах, провести эту несложную процедуру желательно.
  9. Налоговый способ – это обращение в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента с запросом данных о компании. Безусловно, почти всю информацию можно найти в интернете, в электронной форме. Для собственного спокойствия данных на сервисах ФНС, ФАС, Федресурса можно считать достаточными. Но для признания судом налоговый вычет обоснованным такой запрос может быть очень полезен, даже если в нем было отказано.
  10. Личности. За решениями каждой фирмы стоят отдельные люди – директоры, руководители, уполномоченные люди, учредители и т.д. Чтобы не было потом обидно за сорванные сделки и потерянные деньги, следует проверить полномочия лиц, подписывающих документы. Проверить их паспорта на действительность, срок действия доверенности (если лицо, подписывающее договор, действует по доверенности), не номинальный ли директор руководит фирмой и не является ли он директором еще 15 фирм? Убедитесь, что полномочия представителя контрагента разрешают ему заключать сделки в заявленном объеме, нет ли ограничений в уставе организации, например.

Помощь в проверке контрагента в сфере закупок

Чтобы 100% быть уверенным в своем контрагенте, нужно провести большую работу, найти нужные ресурсы, сделать запросы в несколько инстанций и предусмотреть десятки «подводных камней». Однако можно довериться информационно-аналитической системе TradeInspect и получить быстрый и качественный результат. В этой системе найдут все необходимое для проверки контрагента все участники закупок: и Заказчики, и Поставщики, и представители банков – то есть те, кто несет ответственность за принятые решения в торгово-закупочной деятельности и смежных сферах.

Для анализа информации TradeInspect аккумулирует сведения из всех доступных источников и, используя высоко технологичные методы Business Intelligence, обрабатывает полученную информацию и формирует удобные и исчерпывающие бизнес-отчеты. 

Заказчик с помощью TradeInspect получает полную проверку поставщика и общую картину его тендерной активности. 

Поставщик имеет возможность выделить ключевых заказчиков, обратить внимание на конкурентов, определить долю СМСП в закупках данного заказчика, использовать статистику для анализа и прогноза вероятности победы в тендере. 

Для банков доступны регулярные выгрузки данных по клиентам: текущим, потенциальным, на основе заданных критериев. Они получают доступ к сведениям о компаниях, которым регулярно нужно обеспечение заявки или исполнения контракта.

Для анализа данных используются только первоисточники, что гарантирует достоверность предоставленной информации. Понятный интерфейс постоянно совершенствуется, исходя из запросов пользователей. Проверить контрагента с ним становится удобнее.

abcdefghijklmnopqsharerstua