Госкорпорация на тендерной основе ищет подрядчика, чтобы заключить государственный контракт на сумму 2 млн руб. Предмет госконтракта – организация логистики, обеспечение проживания участников (150 человек) в информационном семинаре-конференции.
Перед заключением государственного контракта рекламному агентству нужно взвесить все «за» и «против», понять, участвовать в этом проекте или нет. А именно:
Евгения Биркая, финансовый директор юридической компании «ФинЮрист», эксперт направления «Корпоративные финансы» международного проекта CFO CAFE
В сфере корпоративных финансов работает 18 лет. Наиболее значимые достижения: разработала и внедрила систему бюджетирования в группе компаний; оптимизировала бизнес-процессы и структуру финансовой службы; внедрила CRM-систему; неоднократно успешно проходила налоговые проверки и проверки органами внутренних дел (ОНП), участвовала в арбитражных судах по делам о налоговых правонарушениях.
Решать все перечисленные задачи предстоит финансовому директору либо главному бухгалтеру. Поскольку оценка рентабельности проекта у финансистов не займет много времени, остановлюсь подробнее только на трех задачах.
Перед заключением госкантракта необходимо понять, какие услуги скрываются под формулировкой «организовать логистику и обеспечить проживание участников…». Обычно это:
«Расшифровав» формулировку, получаем, что эти услуги зачастую оказывают туроператоры или турагенты. И тогда встает вопрос «Можно ли рекламному агентству, не имея статуса туроператора (турагента), оказать подобные услуги?».
Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определения туроператорской и турагентской деятельностей:
Также в этом законе есть определение туристическому продукту – «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристического продукта».
Больше из этого закона ничего не надо. Читать (трактовать) законодательные формулировки нужно комплексно и дословно.
Решение задачи. Рекламное агентство имеет право организовать логистику и обеспечить проживание участников, не являясь при этом туроператором или турагентом, поскольку оно не реализует турпродукт, а также не занимается его продвижением. Кроме того, эти услуги оказываются не систематически и не для широкого круга лиц, а для конкретного заказчика. Все эти аргументы в совокупности встают на сторону рекламного агентства и наделяют его правом оказать такие услуги без дополнительных разрешений и т.д.
Налоговые риски при заключении договора возникают из толкования пункта 2 Статьи 211 НК РФ. Он звучит так: «К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:
В самой же Статье 211 говорится, что доходы, полученные налогоплательщиком в натуральной форме должны облагаться НДФЛ.
Получается, что рекламное агентство:
Технически сделать это в реальных условиях бизнеса практически невозможно. Ведь для подачи справок по форме 2-НДФЛ нужно определить стоимость проезда и проживания каждого участника конференции. Если с перевозчиком и гостиницей заключен общий договор, то как рассчитать стоимость проезда и проживания каждого человека? Тем более, зачастую в гостиничные номера заселяют по два или несколько человек, и до последнего не известно, кому какой номер достанется.
Споры по этому вопросу идут долгие годы.
Минфин в своем Письме от 19.11.15 г. № 03-04-06/67041 считает, что такие компенсации должны облагаться НДФЛ.
Позиция самих налоговиков иная: в Письме ФНС от 25.03.2011 № КЕ-3-3/926 четко сказано, что такие компенсации не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДФЛ.
Позицию налоговиков поддерживает и арбитражная практика: Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2010 № Ф09-10766/09-С2 по делу № А07-633/2009.
Решение задачи. Вопрос с НДФЛ спорный. Но поскольку налоговое ведомство в данном случае имеет более мягкую позицию по трактованию НК РФ, то это является большим плюсом для тех, кто решится не облагать НДФЛ оплату проезда и проживания участников конференции. Дополнительным плюсом является техническая трудность расчета суммы компенсации по каждому участнику конференции.
Решение задачи. Рекламное агентство может участвовать в реализации государственного контракта. Это факт.
Но есть четыре (!) больших «НО» (также см. «Нормативная база – вам в помощь»).
1. Открытие счета в Казначействе обязательно, если вы работаете по госконтракту, и работы авансируются (или сумма контракта превышает 1 млрд руб.). Если с вами работают другие соисполнители (поставщики/подрядчики), и вы их авансируете, им тоже придется открывать счета в Казначействе. Если счетов не будет, то Казначейство просто отправит платежки обратно без исполнения (п.1.3.совместного письма МинФина и Федерального Казначейства).
2. В самом госконтракте обязательно должны быть условия:
В противном случае аванс перечислен не будет, даже если условие о нём прописано в договоре.
3. Для открытия счета в Казначействе понадобятся:
Все эти требования указаны в совместном письме-разъяснении Минфина и Федерального Казначейства от 22.06.2015 № 02-01-09/35943 и №07-04-05/03-411.
На практике получается так:
4. Для подтверждения платежей соисполнителям нужно предоставить:
Также потребуется форма "Сведения о направлении расходования целевых средств" (форма в Приложении к Приказу Минфина №23н от 16.02.2015 ) с подробной детализацией расходов. Если работы согласуются в нескольких дополнительных соглашениях, то Сведения потребуются по каждому из них.
А вообще, предполагается, что Казначейство санкционирует расходы и оплаты после подтверждения факта поставки и/или исполнения работ. По Постановлению Правительства (№70 от 04.02.2016), в некоторых случаях для подтверждения факта выполнения работ (поставки) могут потребовать фото- или видео съемку результата.
Заказали билеты для участников конференции, выкупили их, раздали. Участники приехали, побывали на конференции, а на обратном пути один из них сдал свой билет, получил деньги на руки и купил билет дня на два-три позже. Например, чтобы просто погулять по городу. Так вот, вам придется запрашивать у РЖД подтверждающие справки:
- когда и кем сдан билет;
- кому выплачены деньги;
- на какую сумму выкуплен следующий билет.
Во-первых, под это все Казначейство потребует обоснование.
Во-вторых, если стоимость билета стала меньше, то, Казначейство заставит компенсировать каждую копейку.
При нахождении ошибок и нарушений Казначейство уведомляет исполнителя, а при выявлении несоответствия по количеству, качеству, ассортименту и т.п. и требованиям Порядка санкционирования - платежки вернут без исполнения.
Так что лучше фотографировать даже кофе-брейки – сколько и какого печенья было съедено, сколько и какого чая/кофе было выпито. И делать это надо так, чтобы были видны участники конференции.